2003-2017

Описание процесса нормализации и гармонизации данных

Объекты системы, элементы, подлежащие учету, должны быть стандартизованы с информационной точки зрения и однозначно и легко идентифицируемы.  Массивы стандартизованой информации должны быть:

а) представлены в виде четко структурированной номенклатуры в формате, легко воспринимаемом медицинскими и товарно-учетными информационными системами;

б) открыты и доступны всем субъектам-участникам системы;

в) поддержаны постоянным технологическим процессом актуализации.

В расширяющемся кругу фармсообщества актуальность идеи всеобщей гармонизации признана уже давно. Как ответ на требование обстоятельств в РЛС была создана система автоматической гармонизации пользовательской номенклатуры. Пользователь передает в систему номенклатурную позицию лекарственного средства. Чем больше известно пользователю атрибутов, тем точнее выполняется привязка к стандартной номенклатурной позиции. Разумеется, невозможно требовать от пользователя абсолютной полноты атрибутов. При наличии выделенных четко формализуемых параметров, таких как штрихкод, номер регистрационного удостоверения, дата регистрации, серия, срок годности, номер сертификата соответствия качества гармонизация проводится со 100% точностью. Но, как показывает опыт, в данных от участников рынка большинство из этих хорошо формализуемых полей встречается очень редко. Это обусловлено тем, что не существует единого реестра штрихкодов ЛС, что физические характеристики товара не зависят от перерегистрации. Поэтому приходится анализировать текстовое описание номенклатурной позиции ЛС, выделяя торговое название, форму выпуска, дозировку, упаковку, количество, комплектацию, характеристику, производителя и упаковщика. А эти понятия имеют заметное разнообразие видов.

Описание процесса нормализации и гармонизации данных

На сегодня в России такого стандартизированного номенклатурного множества не существует. Минздрав занимается регистрацией лекарственных средств. Но информационной единицей этого процесса является регистрационное удостоверение, часто содержащее множество товарно-учетных позиций в неструктурированной и неидентифицируемой форме, что искючает возможность применения этих данных в автоматических информационных системах. Кроме того, данные публикуются на сайте в виде, пригодном только для чтения пользователем, но непригодном для импорта в информационные системы, что, по сути, нарушает принцип открытости данных. Существующий вариант публикации полной таблицы данных в формате Excel всерьез рассматриваться не может, т.к. отличается неполнотой и ошибками. И вообще, современные системы так не строятся и не взаимодействуют друг с другом.

Другой источник данных - Росздравнадзор - публикует номенклатурный набор данных в более-менее подходящей для товарного учета степени структуризации. В нем даже присутствуют идентификаторы позиций, необходимые для возникновения единого номенклатурного поля в рамках отрасли, но, к сожалению, охватывает лишь жизненно важные лекарственные средства, да и то не все. Как ни парадосально, Росздравнадзор выполняя государственную задачу по контролю цен ЖНВЛП, принимает данные от участников оборота лекарств только по ~11000 номенклатурных позиций, тогда как на сегодня предельные цены зарегистрированы на ~21 000 позиций. Таким образом, нарушается принцип актуальности стандартизированных данных. Что характерно, данные Роздравнадзора используемые для контроля никак не согласованы по идентификаторам с данными Госреестра лекарственных средств, и с данными Госреестра предельных зарегистрированных цен ЖНВЛП, публикуемых Минздравом. Да и между собой эти два реестра не согласованы. К слову сказать, Росздравнадзор принимает данные в виде файлов, подготовленных вручную, не предполагая интеграции с подконтрольными информационными системами.

Отдельно стоит отметить, что нелекарственные медицинские товары вообще не поддаются оценке и учету, т.к. данные по ним ведутся разными ведомствами (БАДы - Роспотребнадзор, медицинские изделия и расходные материалы Росздравнадзор) в категорически неструктурированной форме, когда в одной записи реестра свалены в кучу десятки и даже сотни товарных учетных позиций (в зависимости от комплектации).

Таким образом, взять стандартизованную номенклатуру для товарного учета остальных ~10000 препаратов ЖНВЛП и около 200 000 прочих препаратов и медизделий негде.

Но жизнь продолжается, и на требование медицинских информационных систем обеспечить номенклатурную базу для товарного учета отвечает компания Регистр Лекарственных Средств России (РЛС). РЛС вручную перерабатывает открытые источники информации, решая скромными силами государственную по смыслу задачу, но в коммерческом секторе. Этот опыт и налаженные технологические процессы обработки информации могли бы стать основой создания номенклатурного справочника объектов трекинговой системы, отвечающего принципам структурированности, открытости и актуальности. Номенклатурный справочник объектов - краеугольный камень системы контроля.

 
X
Password:
Wrong password.